Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательный и удивительный мир занимательных задач по информатике!
Ваши ответы и пожелания с удовольствием приму через форму обратной связи или в нашей
группе "В мире информатики" на сайте Дневник.ру Чтобы открыть задачи, нажмите на картинку.
Знакомимся с чертежником
Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на
координатной плоскости. Чертежник имеет перо, которое можно подымать,
опускать и перемещать.
При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от
предыдущего положения до нового. При перемещении поднятого пера никакого
следа не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и
находится в точке (0, 0).
Система команд исполнителя «Чертежник» включает 6 команд:
- опустить перо
- поднять перо
- сместиться в точку (X, Y)
- сместиться на вектор (dX, dY)
- установить цвет (цвет)
- надпись (ширина, текст)
Команда «опустить перо» переводит чертежника в режим перемещения с
рисованием.
Команда «поднять перо» переводит чертежника в режим перемещения без
рисования. Если перо уже было поднято, то команда просто игнорируется.
Команда «сместиться в точку (x, y)» перемещает перо в точку с
координатами (x, y). Не зависимо от предыдущего положения Чертежник
окажется в точке с координатами (x, y). Эту команду называют командой
абсолютного смещения.
Команда «сместиться на вектор (dX, dY)» перемещает перо на dX вправо и dY
вверх. Если текущие координаты были (x, y), то новое положение будет
(x+dX, y+dY). Т.е. координаты отсчитываются не от начала координат, а
относительно текущего положение пера. Эту команду называют командой
относительного смещения.
Команда «установить цвет (цвет)» устанавливает цвет пера. Допустимые
цвета: «черный», «белый», «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый»,
«голубой», «синий», «фиолетовый».
Команда «надпись (ширина, текст)» выводит на чертеж текст, начиная от
текущей позиции пера. В конце выполнения команды перо находится на правой
нижней границе текста (включая отступ после последнего символа). Ширина
знакоместа измеряется в условных единицах чертежника. Это ширина буквы
вместе с отступом после нее.
При использовании исполнителя Чертежник программа должна начинаться со
строчки «использовать Чертежник».
Задача: Составим алгоритм рисования квадрата. После рисования вернем
Чертежника в исходную позицию.
Для перемещения можно использовать две команды — «сместиться в точку» и
«сместиться на вектор». Запишем, для примера, два алгоритма — в одном
будем использовать только первую команду, в другом только вторую.
Прежде чем Чертежник начнет рисовать (опустит перо) нужно сместится к
место рисования. После рисования нужно снова поднять перо и перейти в
начало координат (так требуется по условию).
Рисовать будем с нижней левой точки по часовой стрелке.
Пример 1. |
Пример 2. |
использовать Чертежник
алг квадрат1
нач
. сместиться в точку(2,1)
. опустить перо
. сместиться в точку(2,4)
. сместиться в точку(5,4)
. сместиться в точку(5,1)
. сместиться в точку(2,1)
. поднять перо
. сместиться в точку(0,0)
кон |
использовать Чертежник
алг квадрат2
нач
. сместиться на вектор(2,1)
. опустить перо
. сместиться на вектор(0,3)
. сместиться на вектор(3,0)
. сместиться на вектор(0,-3)
. сместиться на вектор(-3,0)
. поднять перо
. сместиться на вектор(-2,-1)
кон |
Обычно в программах используют эти две команды одновременно, все зависит
от условий задачи и предпочтения составителя алгоритма. Например, можно
записать алгоритма так:
Пример 3:
использовать Чертежник
алг квадрат3
нач
. сместиться в точку(2,1)
. опустить перо
. сместиться на вектор(0,3)
. сместиться на вектор(3,0)
. сместиться на вектор(0,-3)
. сместиться на вектор(-3,0)
. поднять перо
. сместиться в точку(0,0)
кон
Обратите внимание - исполнитель выполняет действия последовательно, одно
за другим в том порядке в котором они следуют. Такой алгоритм называется
линейным.
Задание:
Составьте подобным образом алгоритмы рисования прямоугольника.
Задание: Составьте
алгоритм рисования рисунка:
Скачать среду для программирования Кумир Скачать занимательные задачи для исполнителя Чертежник